Дедушка Ваня и Гармония



Иван Семенович был человеком дородным, с обостренным чувством справедливости. Коллеги по работе, да и знакомые редко называли Иваном, чаще уважительно Иваном Семеновичем. Ну, а для внуков он был дедушкой Ваней.
Иван Семенович, музыкальных дел мастер, работал в музыкальной мастерской. Баяны, аккордеоны, гармошки и гармони – вот куда он вкладывал свою душу, и инструменты не просто играли – они пели, пели для людей на свадьбах, юбилеях или просто в моменты грусти, когда воспоминания обволакивали с головы до пят, как тягучий непроглядный туман в конце августа утром, где-то у заветной речки или лесного озерка….
Были у Ивана Семеновича дни в минорной тональности (похороны однополчан, близких родственников, конфликт с ОБХС…), но сам он предпочитал мажорный лад, и тогда и внуки, и его сыновья, да просто соседи – все клубились вокруг дедушки Вани – Ивана-Семеновича, когда трофейный аккордеон Вельтмайстер выдавал, как говаривали, чтоб душа развернулась, а потом снова свернулась.
Музыка часто не смолкала до полуночи в нашем грушево-яблоневом садике. А когда все расходились дедушка Ваня еще долго молча сидел на крылечке и общался мысленно с яблонькой, что посадил еще после войны, грушкой – эту очаровашку - уже после рождения дочки…. Всем своим существом сливался с природой ибо природа – это гармония, это музыка, которая звучит и завораживает: тихое журчание ручейка, шелест во-о-он той яблоньки-девчушки от неожиданно налетевшего ветерка, песня утреннего соловушки…
Чтобы играть нужны четыре составляющие, учил Дедушка Ваня: настроенный инструмент, должное настроение, техника игры, и обязательно душа – только тогда будет будет гармония, тогда будет МУЗЫКА, а не банальное воспроизведение.
Свое понимание музыки Иван Семенович применял и в рыбалке.
«Та-а-ак», говаривал он, «лови размереннее, мы же на леща». «Вспомни вальс,- я ж тебя учил!» «Правильно, легато, легато, плавнее….- ты ж не уклейку ловишь!» «А вот уклейке подавай темп польки и стакато, стакато – четче, задорней, еще задорней…!» «Не забывай о темпе и паузах!!!!»,- учил дедушка Ваня.
А вот стиль игры-ловли – это уже индивидуально! И вроде бы все одинаково: и ноты-наживки одни и те же, и техника игры-ловли на должном уровне, и инструменты настроенные – ан нет, один получает приз, а второй…..! «С душой надобно…!», - вспоминались наставления дедушки.
Снасть у Ивана Семеновича была не затейливая. Какой там выбор в те времена: бамбуковое или стеклопластиковое удилище, как ноу-хау технического прогресса, и гусиный поплавок….. (получается что-то вроде тульской гармошки – такая же не притязательная, но выдает такое…). Гармонично настроенная она обладает такой информативностью, а если ловить еще и с музыкой в душе – вальс, полька или еще что – все от рыбы зависит, то результатом будет благодарность заслуженного слушателя мать-природы, и лещ-увалень переваливаясь с боку на бок войдет в подсак, или бойкая плотка, или уклейка окажется в садке!
Иван Семенович не пытался найти ответ на вопрос «в чем смысл бытия», он просто жил в гармонии с собой, жил для любимой жены, сыновей, лапушки-дочки, внуков. Жил в гармонии с природой и учил их этому. А потом….. А потом его не стало.


20 апреля 2010г.