Объявление

Очистить всё
новые сообщения

• Азовское море

Всё о рыбалке и отдыхе на Азовском море и прилегающих территориях
    Последний раз редактировалось andrio; 21.08.2013, 13:46.

• #2
    Вот решил написать очень запоздалый отчёт.

• #3
      Шло моё тринадцатое лето, когда мы приехали в Ясенскую Переправу.
      Мы – это я, мои мама и папа, и мой племянник. Надо сказать, что я поздний ребёнок и так уж получилось, что мой племянник на год старше меня. Именно ему я обязан своим увлечением рыбалке. Зовут его Игорь, мы и сейчас частенько ездим на рыбалку вместе. Папу рыбалка никогда не волновала, маму волновало только моё здоровье. Вот и на Переправу мы приехали за морем, солнцем и лечебными грязями, коими изобиловало морское дно в тех местах.
      Ясенская переправа – это посёлок на берегу Азовского моря в Ейском районе. Он расположен на берегу пролива соединяющего Бейсугский лиман и Азовское море. Местные называют этот пролив «гирло». Вообще местный диалект – это что-то с чем-то, смесь русского и украинского плюс какие-то свои, только им понятные словечки. Но дети всё схватывают быстро, вот и мы со временем научились понимать местный говор. Так вот это гирло имело в длину несколько километров, а в ширину в самом узком месте примерно 300-400 метров. Если стоять на берегу лицом к гирлу, то слева далеко огромный лиман, а справа тоже не близко – море. Как нам рассказывали, был такой помещик Ясень, вот он и придумал наладить в узком месте гирла переправу, что б добираться до полуострова, где сейчас Приморско-Ахтарск, напрямик, а не вокруг огромного лимана. Вот так и появился посёлок.
      Мы поселились в летнем домике на подворье у бабы Раи на самом берегу, то есть от калитки до берега было метров двадцать. От находившегося рядом заводика шёл устойчивый запах копченой рыбы. Вечером нам досаждали полчища злобных комаров, днем кусачие мухи. Пляжик был узким и грязным, воняли гниющие выброшенные на берег водоросли. При заходе в воду приходилось месить ил – муляку – отчего ступни ног приобрели йодовый налёт. Из развлечений был клуб, где самым классным считалось, когда привозили индийское кино. Но нам там нравилось, в смысле мне и Игорю, а родителям – не знаю.
      Наш такой вот безмятежный отдых длился не долго, пока Игорь не понял, что здесь можно и нужно л о в и т ь р ы б у.

• #4
        О рыбе. Всем известно, что Азовское море не сильно солёное, а лиман и того меньше. Потому рыба в то время и в том месте ловилась всяко разная и морская и пресноводная (хотя тогда я об этом не задумывался): бычок, окунь и судак (такие, как у нас), изредка рыбец и шамайка, и даже севрюга, которую ловить было нельзя. Но самой «главной» и самой распространенной рыбой в уловах была азовская тарань. Я до сих пор нервничаю, когда у нас порой всю подряд пересушенную, пересоленную, безвкусную рыбу называют таранькой. Нет. Азовская тарань – это для меня отдельный вид рыбы, при упоминании о которой выделяется слюна, и мучают воспоминания детства. По форме она напоминает нашу плотву, по цвету более белёсая, что ли: плавники белые, чешуя крупная и белая. Размер, который мне приходилось видеть тогда и как я думаю сейчас, до 400 грамм. Менее ста грамм тарань отпускали, да и попадалась такая не часто, в основном от 150 до 200 грамм.
        У нас с Игорем не было ничего для рыбалки, кроме желания. Но желание, как известно, это главное. Мы смотрели, как ловят рыбу мужики: металлический спин с невской катушкой, леска оканчивается свинцовой «ложкой», выше ложки 3-4 поводка с крючками… На разговор к маме отправился я. В результате переговоров и последовавших за ними покупок у нас появилось два мотка лески и энное количество крючков, чему я и Игорь были рады, и мы принялись за дело. На территории заводика было найдено несколько увесистых ржавых гаек (грузил), затем были вырезаны деревяшки для наматывания лески. Леску намотали, гайки надёжно привязали. Привязыванием поводков и крючков (по три штуки на снасть на расстоянии примерно 20-25см друг от друга и нижний от грузила) занимался Игорь. Я лишь смотрел и сопел у него над ухом. Получилось неплохо, во всяком случае, после пробных забросов Игорь остался доволен. Забросы происходили следующим образом: вдоль берега разматывалась леска вместе с гайкой и крючками. Леску брали в руку, размахивая снастью, как ковбои лассо, и посылали груз в море. Летело отлично, правда, бывало не туда, куда хотелось, леска часто путалась, и мы её терпеливо распутывали – другой не было, при забросе резало пальцы. Но забросу мы научились, я бы сейчас так не забросил, как тогда.

О наживке. Надо сказать, что с наживкой возникли некоторые проблемы. Дело в том, что тарань, да и другая рыба ловилась в основном на две наживки: на рачка (креветку) и на навозного червя. Точнее будет сказать то на рачка, то на червя, т.е. желательно было иметь и то и другое.
        Что касается червя, то надо заметить, что Ясенская переправа находится на бывшем морском дне. На огородах земля привозная, улочки станицы – это утрамбованный в плотную массу ракушечник. Мы быстро поняли, что червя тут нет. В связи с тем, что в червяках мы испытывали острейшую необходимость, не откладывая дело в долгий ящик, Игорь, я и папа (одних нас не отпустили) едем за червём на маршрутном автобусе на ферму в соседнюю станицу км за 20. Как раз автобус ехал обратно часа через четыре, так что мы накопали в большое металлическое ведро червей, добавили туда среду его обитания, обеспечив, таким образом, себя наживкой на несколько рыбалок. Впоследствии ведро это хранилось в прохладном чулане.
        Рачка в тот год наловить было просто (в последующие годы сложней). Из длинной палки, марли и проволоки сделали сачок. Ловили рачка этим сачком вдоль любых сооружений, частично находившихся под водой: опоры мостков, стенки баржи, заградительные столбы и т.п. За короткое время их можно было наловить целое ведро. Когда мы в тот же год попали в Новороссийск, то я чуть не офигел, узнав, сколько стоит кулёчек вареной креветки. Для ловли тарани креветка должна была быть жива или хотя бы свежа, а при длительном лежании на солнце, креветка «варилась» - умирала и становилась красной. После поимки живую креветку заворачивали в мокрую тряпку и клали в морозильник. Баба Рая разрешила нам использовать морозилку для этих целей, она вообще нам много чего разрешала и много чему учила в около рыбацкой науке. Даже такой свежемороженый рачок часам к 10-11 утра на рыбалке становился непригодным для ловли.
        Но с берега ловилось плохо. Мы торчали на берегу с заброшенными «донками», тут же и загорали и купались. Вообще то в гирле ловить было нельзя, только в лимане и в море. Это объяснялось тем, что в гирле очень уж высока была концентрация рыбы, она через гирло зачем то шла то в лиман, то обратно в море. При этом в гирле было течение, то морское, то лиманное, то сильное, то слабое. Считалось, что если течение лиманное, то рыба клюёт хорошо.
        На окраине Ясенской переправы была лодочная станция, которая работала четыре дня в неделю: пятница, суббота, воскресенье и понедельник. Лодок там было штук 20-30. Лодки деревянные, назывались «кефаль». Они были тяжёлыми и довольно большими. Мы видели уловы рыбаков приплывающих на этих лодках из лимана, и мы страстно хотели лодку!

• #5
          О бизнесе. Большинство рыбаков пользующихся услугами лодочной станции были не местными. Они приезжали из азовских курортных городов, большинство из Жданова. Цель их приезда – тарань. В приготовленном виде она стоила от 3 до 10 рублей за десяток в зависимости от размера. За одно утро один рыбак вылавливал около двухсот рыб. Т.е. этим реально можно было зарабатывать себе на жизнь. Кроме того, их возвращения с рыбалки на берегу ждали местные бабули, типа нашей бабы Раи, готовые купить тарань сразу же в свежем виде за полцены от стоимости готовой. Готовили тарань следующим способом. В лодку с собой на рыбалку бралось несколько ведер для складывания рыбы. Никаких садков. При такой летней жаре рыба тухла моментально. В эти ведра сыпали соль примерно 2кг на 10литровое ведро. Наливали воды прямо из лимана примерно на полведра. Таким образом готовился сильный соляной раствор именуемый «тузлук». Пойманную тарань кидали прямо в этот тузлук, где она и хранилась до конца рыбалки. Бабули, купив такую тарань, приносили её домой, укладывали в вёдра, обильно пересыпая солью. Если экземпляр был крупный, то соль еще набивали в рот и в жабры. Никогда и ни в коем случае тарань не потрошили, несмотря на риск, что она стухнет, иначе вкус её будет совсем не тот. Когда ведро было почти полным, на рыбу клали гнёт. Ведро на верёвке опускали в колодец, погружая в воду на три четверти. Там рыба солилась полтора - двое суток. После этого, вёдра доставали, рыбу тщательно промывали, а затем вымачивали несколько часов в корыте, наполненном водой. Жара – не единственный враг. Мухи – вот от кого ещё надо было спасать рыбу. Процесс развешивания рыбы для сушки происходил обычно вечером. На каждом подворье имелся каркасный мини домик, обитый такой же сеткой, какими обивали форточки. Размеры «домика», скажем 2х2х2, можно больше. В домике имелась плотная дверь, через которую важно было проскочить внутрь так, что б туда же не залетела муха. Рыба нанизывалась на толстую нитку по два раза через глаз по десять штук примерно одного размера. Это называлось «низка». Низка рыбы вешалась внутри домика так, что б рыба не прикасалась к сетке, т.к. даже через сетку муха могла нагадить. Рыба обязательно должна была сушиться в теньке, так что этот факт учитывался при установке домика. Буквально через три-четыре дня тарань снимали и хранили далее в чулане или продавали заезжим оптовикам. Очень важно было не пересушить рыбу. С учётом всего вышеизложенного, лучшим временем года для ловли и заготовки тарани была осень, а, кроме того, осенью тарань была еще и более жирной и соответственно вкусной. Никогда на приготовленной тарани не должна выступить соль. Вы берёте рыбу в руки – она светится на солнце, вы чистите её, и ваши руки в рыбьем жиру. Вкус абалденный. 3-10 рублей за десяток рыбки – это очень дорого по тем временам, но те, кто понимал, что такое азовская тарань – не торговался.

• #6
            Взять лодку на лодочной станции осенью было практически не реально. Цены, написанные в прейскуранте, никого не интересовали, «лодочник» устанавливал свои цены. К счастью мы там были летом, но всё равно шансы на лодку были не велики. В четверг в 16.00 собиралась толпа желающих взять лодку, большинство из них были постоянные клиенты. Мы очень переживали, «лодочник» на нас даже не смотрел. Но мы очень-очень хотели лодку, и это желание, видимо, передалось моей маме. В тот день за короткое время я пережил целую кучу эмоций: волнение, обиду, огорчение до слёз, бурную радость, гордость за маму. Она была единственной женщиной из тех, кто был тогда на лодочной станции. Бывалые рыбаки, как-то расступились перед ней, хоть для них это и был бизнес. Нам вручили якорь, весла, жилет и сказали номер лодки. Вёсла болтались в уключинах, лодка немного пропускала воду, но всё это были мелочи. Главное - ура, свершилось – завтра на рыбалку!
            Сейчас смотрю на своего 14-летнего оболтуса и думаю, отпустил бы я его на лодке плыть несколько км в открытый лиман.
            С вечера мы собрались. Но спали очень плохо – как бы не проспать. Лодки отпирали в 4 утра. Мы просыпались, смотрели на часы и снова проваливались в сон. И вот, наконец, три утра, перекус и мы вдвоём тащимся к лодочной станции, идти примерно с километр. Мы тащим вёсла, якоря, жилет, вёдра с солью, снасти, наживку, ссобойку. Ещё темно, возле лодочной станции уже во всю суетиться народ. Переживаем, как бы кто не занял нашу лодку. Но всё нормально, лодки отпирают, мы грузимся. С огромным трудом сталкиваем лодку в воду. Несколько рыбаков наблюдают за нами. Уже потом, мы их знали практически всех, и они нас. Как и везде, люди среди них были разные, поэтому нашлись и те, кто хоть чему-то нас научил.
            Грести было тяжело даже в штиль. Чаще всего мы гребли вдвоём, одновременно, на каждого по веслу. Грести мы учились уже в процессе, предварительно усвоив теорию, типа в воде только лопасти, ведение весла в таком положении от начала до конца, если, вынимая вёсла, мы видим буруны, то всё нормально, кисти руки должны быть сухими и не скользить по веслу, иначе мозоли… В итоге грести мы научились очень неплохо, но мозолей не избежали, руки болели, кисти рук обматывали тряпками. Это был тяжкий труд: несколько километров активной гребли - туда, как правило, утренний штиль, оттуда – боковая волна; по пути встречались огромные острова водорослей, плыть через которые было ещё труднее.
            Ориентируясь на другие лодки, мы якоримся. Глубина метра полтора. Со своими снастями мы и на берегу периодически путались, а в лодке управляться с ними было ещё тяжелее. Приноровились забрасывать сидя с лодки не хуже, чем с берега. Снасти в воду – леску на палец. Начались первые поклёвки, они чувствовались прекрасно – резкий дёрг-дёрг, в ответ подсекаешь и выбираешь леску. Тарань сопротивляется, водит из стороны в сторону. С утра «холостых» забросов не было. Снасть всегда доставали с рыбой, с одной, с двумя, иногда с тремя. Запомнился случай, когда на один крючок попались две рыбки – одна пропустила крючок с червём через жабры наружу, а вторая на него клюнула. Иногда попадался окунь и судак – их в тузлук не бросали, а насаживали через рот и жабры на верёвку с грузом и бросали в воду. Так мы пытались сохранить их для жарки. Обязательным атрибутом в лодке были тряпки, о которые мы вытирали руки после рыбы, но всё равно к концу рыбалки оказывались с ног до головы в рыбьей слизи, крови, дерьме. Часам к восьми – девяти клёв ослабевал, мы перемещались, искали место. Часам к одиннадцати жара становилась нестерпимой, мы купались, отдыхали и собирались в обратный путь. Дел на сегодня оставалось ещё очень много: главное – добраться до берега, а затем обработать пойманную рыбу, наловить свежих рачков, ну и отдохнуть, ведь завтра вновь ранний подъём и на рыбалку. Казалось, силы кончились одновременно с тем, как мы причалили у лодочной станции. Мы были последними, «профи» так долго не ловили, сворачивались часов в девять. Они стояли на берегу, торговались с бабками, насмешливо поглядывая на нас. Улов мы с гордостью и с трудом вытащили на берег. Бабки сразу подсуетились к нам, в надежде прикупить рыбки. Мы заявили с гордостью, что рыба не продаётся, сами жрать будем! Идти домой было ещё тяжелее, чем утром – к вещам добавился утяжелённый солью улов. Зато вечером мы ели свежепожаренную рыбу с сочными южными помидорами и луком.

• #7
              Результаты рыбалки были примерно всегда одинаковыми. Один раз только помню, клевало совсем слабо, был сильный ветер, якоря лодку почти не держали, мы замёрзли и устали, грести было практически невозможно…
              Мы не пропустили ни одной лодочной рыбалки, но с берега уже не ловили, и рыбу уже не покупали. Странно, но я не помню, чтоб у меня, например, болела голова, или до невозможности хотелось бы спать и т.п. Это было замечательное время в моей жизни.
              В Минск мы возвращались, увозя с собой здоровенный рюкзак полностью набитый вкуснейшей таранью.
              Бывал я на Переправе ещё несколько раз. Однажды зимой я женился, и летний медовый месяц уговорил жену провести на Переправе, расписав ей какое это райское, уединенное, тихое место на берегу теплого и ласкового моря. Бабы Раи к тому времени уже не было в живых, и мы поселились у бабы Шуры, весьма своеобразной старушки 80-летнего возраста. Конечно же, жене там не нравилось, место не такое уж и райское, а, кроме того, молодой муж, т.е. я, пропадал на рыбалке. Один раз даже взял с собой на рыбалку жену, и это был реальный медовый день в медовый месяц в лодке среди моря. А в остальное время мы виделись редко. Рыбы в тот год было много, особенно много судака, которого ловили на живца, в качестве оного использовали бычка.
              Еще через несколько лет поехал с другом. Жили в палатке. Ловили очень много. Жара была страшная, рыбу в тех наших условиях сохранить было невозможно, поэтому для одной бабули мы стали постоянными поставщиками рыбы. Кстати, в связи с активной продажей рыбы, наша поездка получилась по деньгам не в минус, а в небольшой плюс – окупилась и дорога, и жратва и выпивка, и осталось что-то, чтоб отметить возвращение в Минск.

Можно сказать, что именно на Переправе я пристрастился к рыбалке; уже потом с удивлением узнал, что в Беларуси тоже можно ловить, ловить не хуже и крупнее. Но воспоминания о тех поездках посещают часто.

Так собственно к чему это я? Ах, да, хотел спросить, может, кто бывал недавно, как там оно? А может, кто собирается этим летом, так тогда уж отчитайтесь…

С уважением,

• #8
                KIR,
                Спасибо ОГРОМНЕЙШЕЕ!!! Давно не читал такого душевного и приятного рассказа, отчетом это назвать язык не поворачивается. Имхо, это составило бы честь любому журналу. Хоть на Азове не был, все повествование навеяло ностальгию по давненько прошедшему детству, первым рыбалкам, ожиданиям и восторгам. Респект!

• #9
                  KIR,

Супер! Читается на одном дыхании.

Не знаю, насколько корректным и приятным будет сравнеение, мне повествование напомнило советское время
                  и такой замечательный, зачитанный до дыр журнал-альманах "Рыболов-спортсмен".

На Азов захотелось! Может и в самом деле... Ну его ... эти Тунисы, Египты и прочие буржуйские заморочки с лежанием на пляже! Эх...
                  Сообщение от РА Посмотреть сообщение
                  Спасибо ОГРОМНЕЙШЕЕ!!!

...это составило бы честь любому журналу.

Респект!
                  Подддерживаю целиком и полностью!
                  З панам па панскi, з хамам па хамскi.

• #10
                    Паустовский!
                    Супер!
                    Вспомнил свои детские счастливые подъёмы в 4 утра в Очакове-быстрей занять на пирсе лучшие места.Таранка и бычки .Большие назывались "кнуты". Снасть с гайкой на конце и поклёвка по кончику неразрезанной заготовки для оконных штапиков-вот откуда пошёл фидер:D
                    Спасибо большое . Это реально вещь достойная старого "Рыболов-спортсмена".
                    т.375 296 610221

• #11
                      Здоровско. Прочитал с удовольствием, спасибо , дядька из Ростова на Дону давно звал на Азове тарань половить. Привозил как-то рыбок визуально грамм по 500- 600, специального посола его жены.
                      Пальцы облизать , обьеденье. Такой вкусной , жирной и вмеру солёной и провяленой рыбы я давно не пробовал.

• #12
                        Зачиталси. :). Супер.
                        С уважением, Сергей.

• #13
                          Детством пахнуло.
                          Григорий, Витебск.

• #14
                            Спасибо за рассказ, отлично изложил.

Я сам половину детских летних месяцев провёл в Ейске. Ездили в разные места, в основном на Должанскую косу и близлежащие заброшенные колхозные озёра, разливы реки Ея. Рыбы там везде безумно много, без улова никогда не оставались.

Вообще, Кубань и Краснодарский край - это рай земной в плане рыбалки, отдыха, солнца, моря. Очень хочу туда ещё раз попасть.

По рыбалке - что ловили на море (даже в пределах городских пляжей): окунь (редко), судак (часто), чехонь (влетала очень крупная, до 50 см где-то, если не больше), тарань (суперрыба), рыбец (ещё более супер, жирная и вкусная), кефаль, рыба-игла, бычки (бывают обычные светлые и здоровые темные - кочегары). Ловится практически на всё, бычков можно ловить и руками и на любые снасти, включая пустой крючок с чем-нибудь заметным - кусочком пенопласта или кембриком.

Основная наживка - или обычный червь (трудно достать с их жарой) или червь, обитающий в иле прибрежных луж.

Клёв обычно такой, что пока тонет грузило на донке, чувствуешь несколько тычков.

В общем, хорошо там :)

• #15
                              Сообщение от Григорий Посмотреть сообщение
                              Детством пахнуло.
                              Это точно, читал и видел себя в маленькой лодочке посередине здорового озера где-то в смоленских лесах...